суббота, 9 апреля 2016 г.

Чувство стиля. Линия.

Линия - важнейшее средство выразительности визуального художественного образа.

Линии - они есть везде. В одежде, в интерьере, в природе, на картинах, в скульптурах... повсюду. Все окружающие нас предметы имеют линии. Какие они?

Линии бывают разные. Различают:
1) форму предмета;
2) контур предмета - линия, которая очерчивает предмет по контуру.
     
Форма может быть одна, например, круг, а линия контура, которая очерчивает круг, может быть разной по характеру. Характер линии зависит от характера движения руки художника. А характер движения руки художника зависит от его телесного состояния и эмоций.

Вот как у В. Кандинского круг вверху, похожий на солнце:
Чувство стиля. Линия
В.Кандинский Желтое-красное-синее. 1925 г.  (Париж, Национальный музей современного искусства)

Там есть и четкая черная линия, и линия желтого круга, которая размыта. На всей картине много четких линий, и они вызывают разные эмоции. За счет этих линий все пространство кажется рубленным, разбитым на куски на фоне легкого голубого, фиолетового и земляно-желтого цвета. Здесь два акцента - слева желтое цветовое пятно, и справа - темно-синее, покрытое черной извивающейся как змея линией, с находящейся рядом идеально ровной линией. Круги изображены в фигуре равнобедренного треугольника, середину основания которого настигает острый красный кол. А еще слева возникает образ профиля человека.

Если попробовать прочувствовать это изображение, то позвоночника нет, он раздроблен. Дыхание частое, поверхностное. Кровоток как горная река с крутыми поворотами. Мышцы сжаты, жесткие. Почему я так дышу? Потому что все изрублено, исколото, рассыпано на кусочки. Чувствуется напряжение. Почему так реагируют мышцы? Потому что нет плавности, все очень графично и ломано. Все это при в общем-то радостном колорите. Желтый-красный-синий - основные цвета, при смешивании которых образуются все остальные цвета в цветовой гамме.  Какое чувство главное? Что-то будоражит, чувство суеты и как будто движения большого города, мегаполиса. При внешней суете и хаосе если присмотреться - все систематизировано и все по своим законам. При внешних радостных цветах - не все так радужно, как кажется, если смотреть поверхностно. Здесь прям целая жизнь, с ее извилистыми и прямыми дорожками, опасностями, тайнами и загадками. Вот что могут рассказывать линии.

В мировом искусстве существует 2 распространенные художественные манеры: 

1. Линеарная манера - когда линия главное средство выразительности;
2. Живописная манера - когда цветовое пятно и мазок главное средство выразительности.

Линеарная манера господствует в искусстве Средних Веков. Живописная - например, в искусстве барокко. Это касается живописи, архитектуры, интерьера, образа человека и даже музыки… Бывает смешение живописности с линеарными элементами (например, в романтизме). Это все закономерно: какой-то художественный образ, какой-то объем чувств требует линеарности, а какой-то – живописности. Именно чувства рождают художественную манеру.  Новые стили, новое искусство рождается тогда, когда на  авансцену выходят новые чувства. Чувства рождают стиль. 

Ниже приведены примеры линеарной и живописной манеры:

Чувство стиля. Линия.
Ботичелли. Портрет Симонетты Веспуччи (фрагмент). 

Ренуар. Мадам Анрио.



Линия бывает целостной (мягкой) и дробной. 
Например, у Венеры Джорджоне контурная линия левой ноги плавная, мягкая, целостная, она не дробится на части.  Рука Венеры вписана в целостную форму мандорлы. 
А у Венеры Тициана контурная линия ноги дробится, рука согнута, что тоже дробит линию на части, волосы, ниспадающие на плечи, все это создает дробные линии, усиливает которые браслет на руке, цветы.  Венера Тициана - материальна, она тяжелая, плотно лежит, локоть утонул в подушке. 
У Джорджоне Венера невесомая, она как бы поверх ложа, подушка не смята. Чтобы сохранить целостность формы Джорджоне закрыл своей Венере глаза, а Венере Тициана целостность не нужна - у нее глаза открыты, и форма головы так же дробится на части: верх имеет форму сферы, а низ - форму конуса. 
Таким образом, понимаем, что Венера Джорджоне отделена от земного мира, она как нечто недостижимое - божественный идеал, любовь как покой, в котором нет смерти. Венера Тициана - человеческая, земная любовь, любовь как страсть, непостоянная, изменчивая.
Чувство стиля. Линия.
Тициан. Венера Урбинская. 1538 г.

Чувство стиля. Линия.
Джорджоне. Спящая Венера. 1510 г.





Комментариев нет:

Отправить комментарий