Вчера побывала на выставке "Кранахи", хочу поделиться впечатлением. Искусство Кранахов относится к эпохе Ренессанса.
Мадонна с младенцем под яблоней (ок.1520 г) |
Сразу оговорю, что цветопередача не такая, как на оригиналах ибо фотографировала я подпольно на планшет, т.к. съемка запрещена, и ко мне постоянно подбегали служительницы музея с возмущением, что я нарушаю правила. Но кое-что удалось запечатлеть - я фотографировала картины, привезенные на выставку из других не Московских музеев, за исключением Мадонны с младенцем под яблоней - она выставляется на постоянной экспозиции в Пушкинском.
Краткое введение: что такое Ренессанс? Это эпоха в истории культуры Европы, следующая за Эпохой Средних веков и предшествовавшая Эпохе Просвещения. Ренессанс еще называют Эпохой Возрождения, а в Италии - Кватроченто. Эта Эпоха зародилась в Италии в начале XIV века и продолжалась до конца XVI века. Бежавшие в Европу византийцы при падении Византии, прихватили с собой произведения искусства и библиотеки, которые содержали античные источники, неизвестные Средневековой Европе. Античная культура заинтересовала европейцев так, что во Флоренции Козимо Медичи основал Академию Платона. Гуманизм и антропоцентризм (внимание к человеку и его жизни) характеризуют Эпоху Возрождения. Происходит как бы возрождение античной культуры.
Так вот, в этот период жил Лукас Кранах - старший (1472-1553 гг) - немецкий живописец и график, знаменитый художник и новатор. В своем творчестве смешивал готические традиции (например, манера написания губ у персонажей в готическом стиле) и художественный принцип Возрождения. Родился Лукас в семье художника и носил другую фамилию, уже позже он взял фамилию по названию родного городка Кранах. Со временем ему дали двоянский титул, он держал художественную мастерскую, издательство и торговал книгами, к слову сказать, как раз в XV веке изобрели книгопечатание, так что как раз Лукас Кранах стоял у истоков. Он стал состоятельным человеком и позволял себе некоторые вольности - помимо картин с библейскими cюжетами он писал портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера.
А в чем же Кранах новатор? До Эпохи Ренессанса, в Эпоху средневековья художники изображали религиозные сюжеты, где святые не имели человеческого земного облика, не имели материальности. Люди изображались схематически. В Эпоху Готики (XII-XIV вв.) святых на изображениях начали наделять человеческими качествами, на лицах появились эмоции, появились жесты, позы, по которым считывалось душевное переживание. И только в Эпоху Возрождения начался расцвет искусства вокруг человека, человеческих переживаний, эмоций.
Вот, например, Мадонны Лукаса Кранаха Старшего на выставке:
Мадонна в винограднике |
Фрагмент Мадонны с младенцем под яблоней |
Фрагмент Мадонны с младенцем под яблоней |
Возникает ощущение спокойствия, умиротворения, глядя на этих Мадонн. Картина Мадоннаы под яблоней имеет медовый оттенок, очень теплый, а картина Мадонны в винограднике - скорее холодный.
Глядя на Мадонну под яблоней дыхание выравнивается и замедляется, становится размеренным и медленным, равномерным с размеренным ритмом. Мыщцы расслабляются, становятся легкими. Позвоночник становится ровным и едва уловимым, кровь спокойно течет, свободно. У меня возникает чувство защищенности.
А вот Мадонна в винограднике немного другая. Она холоднее. На фоне скал, которые имеют дробные линии, изображенная в холодной цветовой гамме, еле видное лицо ее как будто не имеет жизни. Она спокойная, но совершенно не земная, она полупрозрачная, как будто мимолетное видение. Как будто она знает, что она и Иисус не вечны на земле, они здесь временно и скоро исчезнут. И тело застывает, дыхание замедляется и становится поверхностным и редким, кровь застывает, позвоночника нет, мыщц не чувствую. На заднем фоне изображен крест, который я воспринимаю как символ земной расправы над Иисусом.
Ниже третья Мадонна Кранаха Старшего:
Лукас Кранах Старший - Мадонна |
Лукас Кранах Старший - Мадонна фрагмент |
А вот работа его сына - Лукаса Кранаха Младшего:
Лукас Кранах Младший - Мадонна |
Конечно, на выставке было много портретов, но еще больше картин, изображающих библейские сюжеты. Все сфотографировать не удалось.
Венера и амур |
Венера и амур фрагмент |
Венера и амур графика |
Старец в пустыне |
Кранах Старший - Иисус и блудница |
Не зная предысторию, просто глядя на картину понимаешь, что Иисус защищает блудницу от осуждения и от кары - один осуждающий ее уже держит в руках камень. На лице блудницы стыд, она согнута и смирилась со своей участью, а Иисус полон сострадания и любви, он проповедует о том, что раскаяние достойно прощения.
…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Евангельский рассказ.
В иудейском законодательстве была закреплена за прелюбодеяние смертная казнь. Фарисеи привели к Иисусу блудницу и их замысел был в том, что Иисус в нарушение закона простит ее, тем самым даст повод для обвинения против него.
Действие Иисуса, когда он, не отвечая спросившим, начал что-то писать пальцем на земле, является жестом, который «делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили». Затем он дал ответ «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» и вновь продолжил писать на земле. Свидетель преступления должен был первый кинуть камень в преступника и, произнеся такой ответ, Иисус рассматривает приведших к нему женщину людей не как официальных судей, а лишь обвинителей. По одному из распространённых мнений, Иисус написал на земле свой ответ и затем перечислил названия грехов, в которых были повинны обвинители женщины. Википедия.
Сюжет Иисус и блудница есть так же и у сына Кранаха - Лукаса Кранаха Младшего, как говорится, найди 10 отличий:
Лукас Кранах Младший - Христос и блудница. Ок.1532 г. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий