четверг, 31 марта 2016 г.

Чувство Стиля. Введение.

Говорят, что чувство стиля оно либо есть, врожденное, либо его нет. Однако, чувство стиля можно развить.

Чувство стиля. Линия.
Dolce&Gabbana. Fall 2016 Ready-to-wear



Ежедневными усилиями. Это как в спортзале - хочешь что-то накачать, занимайся регулярно.
   
Сейчас в России появилось много школ стилистов, имиджмейкеров, которые учат создавать стильные образы. Однако, убедившись на собственном опыте, категорически заявляю, что человек, не разбирающийся в искусстве, не может создать стильный образ. Он может лишь повторить за кем-то, а это называется ремесло. Хорошее ремесло - это прекрасно, но оно не имеет никакого отношения к стилю. Хороший ремесленник рождается, когда он учится у мастера, повторяет за ним, делая все точно так же. И только человек с художественным видением может создать принципиально новое, чего не создавал мастер. Все проходят стадию ремесла, без ремесленничества не рождаются художники. Вопрос в том, что многие так и остаются всю жизнь ремесленниками, и лишь единицы становятся истинными художниками. 
   
Вот например, во Флоренции в Уффици есть работа Верроккьо. Верроккьо -учитель Леонардо да Винчи. В Уффици есть картина, где изображены два ангела, одного писал Леонардо да Винчи, а остальное писал Верроккьо. И когда картина была закончена, Верроккьо был в ужасе от того, что ангел Леонардо полностью затмил его картину. И он даже дал обет, что больше не будет заниматься искусством. Леонардо создал принципиально новое, на голову выше своего учителя. Не повторил, хотя сначала повторял.  
чувство стиля

«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г) 
Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Должны оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов) (взято отсюда)
Ангел на левом краю картины действительно отличается по технике и стилю от других фигур. 
Чувство стиля.

Искусство отличается от ремесла по наличию художественного образа. Стильный образ (он же художественный образ) - это художественная идея, выраженная в эстетически завершенной форме. 
       
Все искусство - выражение ярких человеческих чувств. Душа человека, его эмоции и чувства являются источником художественной идеи. Чувство человека неведомо. Оно не имеет запаха, его нельзя потрогать. Поэтому чувства другого человека, а в искусстве это яркие переживания, яркие эмоции художника, недостижимы для ума. Достижимы они только сопереживанием, присоединением к чувствам другого человека. Это навык эмпатии, когда человек может сопереживать, он присоединяется к чувствам другого человека. Таким образом чувства другого человека становятся доступны для нас. Это в реальной жизни. А как же в искусстве как же прикоснуться к чувствам художника? При помощи художественной формы. Художник свои чувства, свои яркие эмоции, свои потрясения воплощает в художественную форму произведения. 

       
Важнейшие элементы художественной формы:
1)  Линии;        
2)  Цветовое пятно, колорит;        
3)  Фактура (характер поверхности);        
4)  Масштаб - соотнесенность художественного явления с размером человека;        
5)  Пропорции - соотношение частей и целого.
     
Помимо отдельных элементов существуют так же связи между этими элементами. Характер связей диктуется конкретным образом. Роль связей выполняют ритмы. Ритм - это повтор чего-либо.


Типы ритмических рядов:

1. одна и та же форма повторяется без изменения (ритмы по подобию);
2. форма видоизменяется (ритмы по контрасту);
3. связи ритмы — смысловые, так называемый смысловой ритм.

Например, популярный ритм 50-х годов- красные туфли- красная сумка, который уже не моден. Сейчас в моде сочетание разных оттенков - красные туфли и малиновая сумка - это ритм по подобию, т.к. в малиновом цвете тоже есть красный пигмент. Контрастные ритмы, например, нежнейшее кружево и лаковая жесткая кожа в одном наряде.

Структура художественной формы - это закономерности построения. Формулу художественной формы можно выразить так:
элементы + связи = структура

Структура образа никогда не бывает на поверхности. Художник - не только тот, кто создает произведение, но и тот, кто в состоянии воспринять это произведение. А восприятие - это интуитивное выхватывание структуры образа. Как говорит мой учитель - искусствовед Л.М.Попова - нельзя научить воспринимать искусство, но можно научить воспринимать отдельные элементы. 

Все мы рождаемся творцами, у ребенка от рождения есть все - он интуитивный творец. Но образование, социум, образ жизни это выжигает из подрастающего ребенка.  У редкого взрослого сохраняется его изначальный творческий потенциал, данный ему от природы. Мы на бегу завтракаем, бежим на работу, работаем, не испытывая особых эмоций, приходим домой уставшие и на автомате проводим вечер, а утром все тоже самое. Так мы перестаем чувствовать. Испытывать оттенки самых разных чувств, различать их.  Мы не различаем отклик своего тела и интуиция становится едва уловимой. Мы только думаем. А полнота жизни ведь она выражается в полноте пережитых ощущений, чувств и эмоций.  Разнообразие формирует жизнь. 

Большинство людей живут в жестко очерченных рамках и требуют от мира быть как они - отрицают все, что не является их повторением и всем выносят приговор и дают свою оценку. Это называется реагировать. А чтобы жить полной жизнью нужно развивать восприятие. Воспринимать то, что непонятно и не подобно тебе, с интересом и открытым взглядом. Забыть о своем эго. Выйти за пределы себя, пределы своих рамок. Без этого невозможно развить творца в себе - творца своей жизни и окружающего пространства.

Душа художника вмещает в себя весь мир. 

Ищите не предметы, а чувства. Это касается всего, что окружает, в том числе людей.
        

Комментариев нет:

Отправить комментарий